### Исследование: ИИ заставляет сотрудников чувствовать себя одинокими
Интеграция искусственного интеллекта в рабочий процесс вызывает у сотрудников чувство одиночества и может снизить их производительность. К такому выводу пришли исследователи из Harvard Business Review (HBR).
Исследование, проведенное среди 580 сотрудников, работающих в компании более трех лет и использующих ИИ не менее полутора лет, показало, что изоляция, вызванная искусственным интеллектом, может подтолкнуть работников к поиску социальных контактов и человеческих отношений, которых им не хватает. Однако, если эти усилия оказываются неуспешными, сотрудники могут прибегать к алкоголю и страдать от бессонницы.
«Стремясь не отставать от конкурентов и извлекать выгоду от повышения эффективности благодаря внедрению ИИ, многие организации упустили из виду самый важный актив — людей, чья работа делится на задачи, которые все больше автоматизируются», — пишут исследователи.
Зависимость от ИИ заставляет сотрудников чувствовать себя «изолированными и грустными», что негативно влияет на качество жизни, настроение, когнитивные функции, поведение и здоровье в целом. Также они боятся потерять работу из-за интеграции нейросетей.
Согласно отчету, ИИ берет на себя рутинные задачи, а работники вынуждены показывать повышенную продуктивность. Объем неформальных обсуждений сокращается, что усиливает чувство незащищенности.
«Чем больше сотрудники работали с ИИ, поскольку он помогал выполнять больше задач, чем когда-либо, тем больше они чувствовали себя социально обделенными, потому что работа отнимала у них весь день», — отметили эксперты HBR.
Реакция на исследование была неоднозначной. Некоторые эксперты считают, что компании должны пересмотреть свои подходы к внедрению ИИ. «Наши результаты наглядно иллюстрируют иронию, что, стремясь повысить производительность труда, чрезмерная зависимость от ИИ может со временем ее подорвать. Одинокие, не вовлеченные в работу сотрудники, скорее всего, не проявят свои лучшие качества», — отметили исследователи.
В HBR рекомендовали компаниям в первую очередь сконцентрировать внимание на людях, а потом на ИИ. «Необходимо создать условия, при которых сотрудники будут чувствовать себя частью команды, а не просто исполнителями задач», — добавили они.
Напомним, в мае Илон Маск допустил, что развитие искусственного интеллекта может лишить человечество необходимости работать. Ранее в Adecco Group выяснили, что ИИ приведет к сокращению найма сотрудников в ближайшие пять лет.
### Заключение
Исследование HBR подчеркивает важность баланса между внедрением технологий и сохранением человеческих отношений на рабочем месте. В будущем компании должны уделять больше внимания эмоциональному состоянию своих сотрудников, чтобы избежать негативных последствий от чрезмерной автоматизации. В противном случае, стремление к повышению производительности может обернуться снижением качества работы и ухудшением общего состояния работников.